Форум для спілкування клієнтів, партнерів та співробітників херсонського ЦСП.
УВАГА: для того, щоб розміщувати повідомлення, необхідно "зайти"
На сайт ЦСП
Ви не зайшли.
Предлагаю вернуться к давней дискуссии о толерантности.
вот и сегодня на Совете социального партнерства снова вернулись к этой теме.
что побудило меня порыться в словарях.
итак:
Толерантность (лат. tolerantia — терпение).
Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения
tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам
tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность
kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным
tasamul’ ( арабский) –Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим
Терпимость ( русский) – cпособность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
http://www.fnr.ru/b_tolerance.phtml
Толерантність передбачає наявність у суспільстві деяких установок, які стосуються розуміння людини та людяності. Зокрема, це установка на незалежність, автономність індивіда, його особисту відповідальність за свої переконання та вчинки, неприпустимість силового нав’язування будь-яких ідей, якими б позитивними та корисними вони не були. Толерантність передбачає також розуміння відносності багатьох наших переконань та суджень, усвідомлення неможливості їхнього універсального обґрунтування. Саме такі установки є незвичними для людей, які сформувалися в умовах тоталітаризму. Одностайність, незалежно від того, як розуміють її у конфесійному, етнонаціональному чи ідеологічному сенсі, сприймається багатьма нашими співвітчизниками, зокрема політиками, публіцистами, науковцями, як щось краще від толерантності та плюралізму. Вважають інколи, що толерантність і плюралізм є виявом моральної і політичної слабкості, відсутності впевненості та стійких переконань. Масова свідомість віддає перевагу авторитаризму та патерналізму, які несумісні з ідеєю толерантності.
http://www.lnu.edu.ua/faculty/Phil/Visnyk/Visnyk4/Kulturologiija/Shendryk.htm
Поза форумом
В ім’я толерантності ми не мусимо терпіти нетерпимість
К.Поппер
(Цитата містилася в інформаційному повідомленні Центру молодіжних ініціатив “Тотем” )
Поза форумом
Статья: ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УКРАИНЕ
http://www.zn.ua/1000/1550/35964/
Поза форумом
16 НОЯБРЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Терпимость толерантности рознь…
«…и если не можем любить,
то давайте хотя бы терпеть друг друга…»
(группа Дружки, Гера Алексеев)
Все люди разные. Это утверждение не нуждается в доказательствах. Из-за того, что люди разные возникают конфликты. Это связано с глубоко укоренившимся в человеческом бессознательном, со времён наших древнейших предков, страхом перед иным, другим, чужим, «на меня не похожим». Для древнего человека было свойственно разделять мир на «своих» и «чужих», «белое» и «чёрное»… Естественно, всё «чужое» было исключительно гибельным и злым.
Позже люди поняли, что и у других можно чему-то научиться, что-то позаимствовать для своего блага. Однако, первобытная ксенофобия (страх, неприятие иного) осталась, правда, трансформировавшись в
чувство собственного превосходства. Хрестоматийным здесь является пример древних греков, считавших весь остальной мир, все иные народы «варварскими», «недоразвитыми».
Как это не парадоксально, но и сейчас встречается подобное отношение у представителей одного народа, к другим. Проявляться это может в пренебрежительном именовании кого-либо «дикарями», а так же в
утверждении, что иные народы, иные культуры обязательно должны пройти сходный путь развития и прийти к достижениям, например, западной (или российской) цивилизации, поскольку она считается самой лучшей (в техническом, духовном или ином плане). Подобная точка зрения называется этноцентризм.
Впрочем, данная тенденция: восприятие себя как самых лучших, «правильных», «нормальных», а других как «неправильных», «ненормальных» характерна не только для межэтнических отношений, но и
для сферы гендерных отношений.
Поскольку гендеров много и на них влияет большое количество факторов (социально-экономическое положение человека, его расовая/этническая принадлежность, телесность, сексуальность, состояние здоровья, возраст), то и репрезентации (проявление, представление) гендеров в обществе многообразны и вариативны. В первую очередь каждый человек являет свой гендер (даже если этого и не осознаёт) через манеру поведения, стиль общения, внешний вид: одежду, причёску, в практиках модификации тела (макияж, пирсинг, цвет волос, татуировки, пластические операции и пр.).
Человечество издревле занималось модификациями собственного тела. «Физическая культура» - один из структурных элементов материальной культуры. И осознание ценности подобного разнообразия является одной из задач человека живущего в многокультурном обществе. Обычно, испытываемые нами отрицательные эмоции при виде человека, тело которого модифицировано непривычным для нас образом сопровождаются мыслями о ненормальности этого человека («Ну разве нормальный человек
покрасит волосы в синий цвет?! Только дикари могут делать себе пирсинг!»). В подобных мыслях и проявляется наша надменность и ксенофобия.
Другим примером ксенофобии является феномен, получивший название «гетеросексизм». Гетеросексизм, то есть, убеждение, что гетеросексуальность является единственной естественной и приемлемой
сексуальной ориентацией, моделью поведения и идентичностью для всех людей. Иными словами, это позиция превосходства гетеросексуалов над негетеросексуалами.
Мы живём в мультикультурном обществе, в мире культурной глобализации и постмодернистского самоконструирования собственных идентичностей. Данное положение побуждает каждого разумного человека быть толерантным к различиям как культурным, так и индивидуальным, в том числе и иным,
отличным от нашего собственного, гендерам.
Но что такое толерантность? Сегодня только ленивый не использует это понятие. Кто-то поёт хвалебные оды толерантности, говоря, что именно она единственный путь выживания современного поликультурного мира,
другие же утверждают, что «толерантность- это путь к вырождению», а приверженцев идеологии толерантности пренебрежительно именует «толерастами». В чём же проблема этого слова: почему оно вызывает столь не однозначные реакции, а отношение к нему может быть тестом на свободу мышления?
Дословный перевод этого нерусского слова – терпимость. В русском языке у этого слова есть несколько синонимов, в том числе «терпеливость, снисхождение, смягчение, облегчение, потворство». В соответствии со словарём Даля «терпимый» это тот, «кого терпят, только по снисхождению, милосердию». Иными словами, если я терпимо отношусь к чьим-то действиям, убеждениям, чертам характера, внешнему виду, то я
позволяю существовать тому, что сам считаю чем-то нежелательным, неправильным, неполноценным. «Терпимость» - пассивна, это лишь внешнее сдерживание моего негативного, по сути, отношения. То есть, мы пришли к тому, с чего начали: терпимость оказалась проявлением ксенофобного и гегемонного (господствующего) сознания, осознающего собственное превосходство над кем-то «ущербным». В итоге, подобная терпимость может стать катализатором различных социальных конфликтов (межнациональных, межрелигиозных, классовых, гендерных), свидетелями чему мы все периодически и являемся.
16 ноября 1995 года генеральная конференция ЮНЕСКО утвердила «Декларацию принципов толерантности», которую подписали представители 185 стран. В этом документе, в частности, говорится:
«Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности… Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека… Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной
несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что
люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим». Как видим, данная трактовка толерантности значительно отличается от того, что в русском языке называется «терпимостью».
Такое понимание толерантности основывается, прежде всего, на восприятии человечества, как единого целого, одной большой семьи, населяющей один Дом, взаимозависимости всех от каждого и каждого от
всех, недопустимости причинения вреда, поскольку вред, причиняемый другому, является вредом причиняемым всем, в том числе и самому себе.
Принятие других такими, какие они есть и взаимодействие с ними на основе согласия; способность поставить себя на место другого и уважение его права быть иным, непохожим на меня; признание многообразия и отказ от сведения многообразия к единообразию; готовность мириться с чужими мнениями, верованиями, убеждениями, поведением и отказ от доминирования, причинения вреда и насилия; уважение человеческого достоинств, прав других и признание равенства – вот качества, характеризующие толерантную личность. Толерантность – это добродетель людей осознающих собственное несовершенство, но стремящихся его преодолеть в сотрудничестве с другими людьми.
Противоположностью толерантности является интолерантность. С точки зрения психологов интолерантная личность отличается представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, высокой тревожностью, потребностью в строгом порядке, делением мира на «своих» и «чужих», более выраженным стремлением принадлежать к общественным группам (религиозным, политическим и пр.), а также желанием сильной власти и чёткой общественной иерархии.
Проявления интолерантности тревожны и многочисленны: это и ксенофобия, и этноцентризм, и расизм, и национализм, и гомофобия, и фундаментализм… В повседневной жизни самыми распространёнными формами
проявления интолерантности является стигматизация и дискриминация. Стигматизация – это процесс закрепления "ярлыков" (стигм) за теми типами поведения, которые считаются социально или нравственно
нежелательными. Поскольку стигма – это сильный социальный стереотип, который заставляет относиться к человеку только как к носителю нежелательного качества, то у человека полностью меняется отношение к
другим людям и к самому себе. Дискриминация – необоснованные ограничения прав и свобод людей, обычно из-за их принадлежности к стигматизированной в обществе группе. Является прямым следствием
стигматизации.
Дискриминация начинается с малого: сегодня я могу вполне терпимо относиться к людям с пирсингом, а завтра кто-нибудь из них в автобусе наступит мне на ногу и я подумаю, что всё-таки они ненормальные и
следовало бы запретить им пользоваться общественным транспортом.
Послезавтра мне не понравится человек другой национальности или сексуальной ориентации, и в моей голове промелькнёт мысль «Россия – для русских, а «голубых» вообще за 101 километр ссылать нужно». А
затем я от слов и мыслей могу перейти к действиям, начать физически вредить людям, которые не вписываются в эту интолернтную картину мира…
Толерантность – это не врождённое качество личности, это не отличительная черта той или иной культуры. Толерантность – это усилие, усилие над собой, в своём собственном несовершенстве. Понимание этого,
помогает перенести толерантность из мира внешних ценностей во внутреннюю установку человека. Можно быть «терпимым», и при этом не быть «толерантным», но тогда ненужно удивляться тому, что и нас будут
лишь терпеть, а не любить.
Автор - Валерий Созаев, Санкт-Петербург
Впервые текст опубликован в бюллетене «Гендер & Sex», №3, февраль-март 2007.
Поза форумом